Переводы книг

«Иисус и Джон Уэйн: как белые евангелисты извратили веру и раскололи страну» Кристин Кобс дю Мец. Глава 4

Глава 4
В 1970 мало кому известный детский психолог Джеймс Добсон выпустил небольшую книжку под названием «Посмейте быть родителями». Тема была подчеркнуто аполитичная – как привить детям дисциплину. По его собственным словам Добсон решил написать такую книгу потому что в своей практике видел слишком много детей в самом настоящем кризисе. В этом он винил коллапс социального порядка, а именно распад семей, разводы и сексуальную революцию. Добсон начал проводить семинары по правильному родительству основанному на «иудео-христианских ценностях» в церквях и попечительских советах школьных округов. Он открыто возражал только что ушедшему на пенсию и очень популярному доктору Бенджамину Споку и призывал родителей вернуть себе авторитет и контроль над детьми. Физические наказания Добсон считал легитимным инструментом и предлагал детальные инструкции. Он считал что для таких наказний подходят ремень или хворостина и что сей предмет нужно держать на видном месте чтобы ребенок всегда помнил что его ждет в случае непослушания. Добсон уточнял что совершенно необязательно бить ребенка до полусмерти. Для большинства детей небольшой боли достаточно.
Источником авторитета Добсона на тему как воспитывать детей был его диплом детского психолога, но источников его идей была его вера евангелиста. В то время как доктор Спок пропагандировал заботливый подход к воспитанию, советуя родителям доверять своим инстинктам и относиться к своим детям с любовью и снисходительностью, Добсон рассматривал детей как грешных по своей природе существ, склонных к неповиновению и бунту. Возможно на него повлияло его собственное детство.
Предки Джеймса Добсона в нескольких поколениях были евангелистскими пасторами. Раннее детство маленький Джимми провел с родственниками в разных штатах – родители колесили по стране с программой проповедей. Когда Джимми исполнилось семь лет, мать решила что пора воспитывать ребенка самой. Они поселились в Оклахома-сити. Миртл Добсон чувствовала себя виноватой перед единственным сыном, страшно его баловала и все ему позволяла. Подростком Джеймс начал фестивалить и тогда его отец, Джеймс Добсон-старший понял что сыном надо заниматься, отменил свои гастроли и поселился с семьей. Оказалось не зря. Отец и сын вместе охотились, занимались спортом, возились в гараже и стали по настоящему близкими людьми. Джеймс-младший поступил в христианский колледж в Калифорнии, возглавил тамошнюю команду по теннису и познакомился со своей будущей женой. Получил вторую академическую степень (по психологии), полгода отслужил в армии (потом еще пять лет в резерве) и поступил детским психологом в самую большую детскую больницу Лос Анжелеса.
Книга «Посмейте быть родителями» вышла в очень правильный момент и нашла благодарную аудиторию. Целому поколению родителей находившихся в шоке от того как изменилось общество по сравнению с их собственным детством Добсон предложил четкие ответы на волнующие их вопросы. Книга разошлась в двух миллионах экземпляров и Добсон стал узнаваемым брендом в зарождающейся евангелической субкультуре.
В 1973 Добсон ушел из всеамериканского профессионального сообщества психологов, в знак протеста против того что гомосексуальность изъяли из списка психических заболеваний. Первая его программа на радио занимала пятнадцать минут по воскресениям. К середине восьмидесятых он уже выступал по полчаса каждый день и программу передавало порядка 800 христианских радиостанций. В 1977 Джеймс Добсон основал организацию «Семья в фокусе» для защиты традиционных семейных ценностей.
«Посмейте быть родителями» практически не упомянала гендерные роли, но последующие книги Добсона с лихвой компенсировали это упущение. С годами он все больше и больше укреплялся в мысли что сохранение традиционных гендерных ролей критично для борьбы с надвигающимся социальным хаосом. Послевоенные годы в США ознаменовались небывалым экономическим благосостоянием позволявшим не только содержать семью на одну зарплату, но и жить в небывалом доселе комфорте. Однако глобальные экономические изменения сильно ударили по возможностям американских мужчин рабочих специальностей и без образования получать такие зарплаты. К семидесятым годам единственным кормильцем трудно уже было быть даже белым мужчинам среднего класса. В 1950 37% женщин работало на зарплату, но в семидесятые этот показатель взлетел в верх с космической скоростью. А следом сначала поползла, а потом тоже взлетела кривая разводов, причем большинство разводов иниицировали женщины. Евангелисты упорно не желали замечать что есть какой-то фундаментальный недостаток в семейной модели из которой женщины массово побежали, как только получили какую-то альтернативу кроме «перебиваться с хлеба на квас». Модель неправильной быть не может по определению – значит женщины неправильные и неправильный общественный порядок который такую альтернативу им предоставил.
Вдобавок к экономическим факторам богоданному гендерному порядку стали угрожать факторы социальные. В 1971 при двухпартийной поддержке Конгресс Акт о Развитии Детей, где провозглашалось намерение сделать государственную сеть яслей и детских садов для детей работающих родителей. Президент Ричард Никсон наложил на этот законопроект вето и американские дети остались без государственных детских садов. Свой вето Никсон обосновал нежеланием «советизации американских детей» (Будь ты проклят, с*ка. Я пришла устраивать Софию в ясли для детей федеральных служащих как только узнала что забеременела. Waiting list на три года). Консерваторы рассматривали идею детских садов как попытку заменить родителей федеральным правительством и атаку на материнство. В 1972 Конгресс принял закон о запрете дискриминации по гендерному признаку в учебных заведениях получающих деньги из федерального бюджета. В 1973 Верховный Суд в знаковом деле Ро против Уэйда запретил правительствам штатов криминализировать прерывание беременности (в 2022 это решение отменили). В сочетании с набирающим силу феминистским движением все это казалось евангелистам скоординированной атакой на традиционные гендерные роли и прочие скрепы.
В 1975 Добсон много писал о «критических различиях» между мужчинами и женщинами. Он утверждал что мужчины и женщины отличаются друг от друга биологически, анатомически и эмоционально. Различия эти можно перечислять бесконечно, но главным Добсон считал разные источники откуда мужчины и женщины черпают ощущение собственной значимости. По его словам мужчина счастливее всего когда его уважают, а женщина счастливее всего когда ее любят. Добсон писал что «пытаться перенастроить веками освященные отношения защитника и защищаемой является серьезной ошибкой». Он призывал к традиционным гендерным ролям не только ради семьи, но и ради нации. Ему не нравились любые изображения женщин в СМИ где женщины делали что-то требующие физической силы и решительности – будь то стрельба, спорт или драки. К концу семидесятых Добсон сконцентрировался на мужчинах. Он винил феминисток за то что те поставили под сомнение «все традиционно мужское». Эти атаки привели к тому что мужчины окончательно запутались по вопросу какова их роль. «Пойдет ли он [мужчина] воевать за свою страну или вместо него пойдет жена? Должен ли он носить бижутерию и туфли в тон сумочке? Что вообще отличает мужчину от женщины?»
Джеймс Добсон осуществил политическую мобилизацию столь успешно именно потому что на первый взгляд не ставил себе такой цели. Его манера разговаривать с радиослушателями и излагать свои мысли была добродушной, слегка простонародной – не в пример угрожающим проповедям в стиле «сера и ад», которыми радиоволны были набиты под самую завязку. Он старался не оттолкнуть от себя людей резкими политическими заявлениями, особенно домохозяек которым нужны были практические лайфхаки как воспитывать детей. Добсон просто предлагал советы неуверенным в себе родителем – а какой родитель может похвастаться тем что всегда и на сто процентов уверен что делает правильно?
Джеймс Добсон сделал еще одну мудрую вещь – не пытался узурпировать власть приходских священников и отбивать у них хлеб. Вместо этого он предлагал свои видео и брошюры бесплатно. Целые приходы становились его аудиторией, постоянными потребителями его контента. Организация «Семья в фокусе» не требовала принадлежности к какой-то определенной церкви, не вдавалась в доктринальные споры. Евангелисты всех видов потянулись к Добсону за советами, а дальше пошли обычные протестанты и католики (католикам их священники, обреченные на целибат и безедетность, мало что могли предложить в области практических советов по воспитанию). Более того, Добсон нашел подход к «верующим, но не принадлежащим», то есть не посещающим каждое воскресенье церковь Х. Но несмотря на все религиозное разнообразие, аудитория Добсона оставалась преимущественно белой.
Через свои книги, брошюры, радиопрограммы, а потом видеоуроки Добсон стал постоянно пристутствовать в домашней жизни десятков миллионов американцев, прочно поселился в их головах. К восьмидесятых годам он уже получал сотни тысяч писем в год, в основном от женщин. Важно отметить что советы предлагались бесплатно, в режиме «пожертвуйте сколько не жалко». К 1987 годовой бюджет «Семьи в фокусе» составлял 34 миллиона долларов. К 1995 эта цифра перевалила за сто миллионов.
Добсон изначально отрицал что его деятельность имеет политическое значение, но цифры говорят сами за себя. Когда в начале восьмидесятых он впервые стал выступать с политическими заявлениями, за его плечами уже были миллионы единомышленников. В 1988 был проведен опрос подписчиков на материалы «Семьи в фокусе». 92% голосовали на президентских выборах, 79% составили или подписали петицию, 45% бойкотировали компанию или продукт. Советы Добсона как воспитывать детей неминуемо приводили людей к голосовать определенным образом, составлять петиции определенного содержанияи и бойкотировать по определенным причинам.

Leave a Comment