Переводы книг

«Иисус и Джон Уэйн: как белые евангелисты извратили веру и раскололи страну» Кристин Кобс дю Мец. Глава 6

Глава 6
Для евангелистов восьмидесятые оказались декадой смешанных результатов. С одной стороны они попытались выжать максимум из своей новобретенной политической власти и какого-никакого единомышленника в Овальном кабинете. (Дальше перечисление общественных организаций занимавшихся лоббирование правительства на предмет духовных скреп. Восьмидесятые годы породили целую плеяду таких организаций).
Но с другой стороны успех евангелистов обернулся для них пирровой победой. В 1984 Рейган был переизбран и получил 60% голосов всех избирателей. Можно сказать, страна внесла его в Белый дом на руках. Около 75% белых евангелистов голосовали за Рейгана, но благодаря растущей как на дрожжах экономике, их поддержка не была критичной для его переизбрания. В какой-то степени решительная победа Рейгана забрала, если так можно выразиться, часть ветра из парусов евангелистского корабля. Лидеры этого прекрасно научились внушать пастве чувство «мы в осажденной крепости, давайте все сплотимся». Если всякие там феминистки-либералы-светские-гуманисты у власти или вот-вот возьмут власть, то рядовые евангелисты с большей готовностью открывали кошельки и выписывали чеки. А если все и так хорошо – чего беспокоиться? Сексуальные скандалы преподобных изрядно потрепали имидж движения, что привело к падению количества донатов – и даже Оливер Норт с его популярностью тут не помог.
Чем слабее становился поток донатов, тем больше евангелисты уходили в крутое идеологическое пике. Джерри Фалвелл, например, заявил что СПИД это наказание гомосексуалам и потребовал карантина для всех больных. Он не стеснялся ручкаться с любым одиозным режимом – лишь бы этот режим был антикоммунистическим. Тим ЛаХэйе был вынужден закрыть свою Американскую Коалицию в Защиту Традиционных Ценностей (1986), когда выяснилось что ему башлял никто иной как глава сомнительной секты и многократно осужденный преступник Мун Сон Мён.
В 1988 перед евангелистами встал новый вопрос – кого поддержать в президентской гонке. Глава Christian Broadcasting Network Пэт Робертсон объявил в 1987 что хочет баллотироваться в президенты потому что Господь Бог ему так велел. Журналисты тут же накопали на него компромат – во первых он врал о дате свой свадьбы чтобы скрыть беременность жены, а во вторых он приписал себе боевые заслуги которых не было. Робертсон сделал внешнюю политику центром своей кампании. Он был против разрядки, на все корки поносил «безбожных коммунистов», призывал к свержению «марксистских режимов в третьем мире». CBN не скупилась на финансирование лагерей никарагуанских контрас в Гондурасе. Как владелец целого телеканала с десятками миллионов зрителей, Робертсон мог надеяться что медиа-власть поможет ему добиться власти политической. Однако большинство евангелистов его не поддержало и это касалось как рядовых, так и верхушки. Возможно они почувствовали что на общенациональном уровне у Робертсона нет ну просто никаких шансов. Большая часть евангелистов поддержала Буша-старшего. Нельзя сказать чтобы Буш-старший вызывал у этой публики прям бешеный энтузиазм, скорее они поддержали его из соображений «на безрыбье и рак рыба», ну не демократа же поддерживать. Буш не излучал мужественный магнетизм Рейгана, но ему повезло что его соперником был еще менее мужественный Майкл Дукакис. (Вообще какие-то странные у людей представления о мужестве. Ничего что Буш-старший в восемнадцать лет стал самым юным пилотом в морской авиации, доблестно воевал и получил Крест за летные заслуги? Какого мужества людям вообще надо?) Республиканские агитаторы на британский флаг порвали Дукакиса за недостаток мужских качеств и патриотизма – в их глазах эти качества были неразрывно связаны. 70% евангелистов проголосовало за Буша и он без труда одержал победу над Дукакисом.
На втором году президентства Буша-старшего, летом 1990 года, иракские войска вторглись в Кувейт. США собрали международную коалицию для борьбы с агрессором. В отличии от большинства католического и умеренно протестантского духовенства, евангелистские проповедники это почти безоговорочно поддержали. Эта была первая крупная военная операция после унизительного поражения во Вьетнаме. Не сразу стало понятно насколько успешной она будет, но скоро всем стало ясно – военная мощь США это ууууу. Это чувство упоения собственной мощью было таким острым и сильным, что страна проснулась и себя в зеркале не узнала.
В 1991 официально закончилась холодная война. Более сорока лет коммунизм был для евангелистов главным врагом. А теперь мощь Америки была восстановлена, враг побежден и евангелисты не совсем понимали как им в этом мире жить дальше и с кем бороться. К концу первой войны в Заливе рейтинг одобрения Джорджа Буша-старшего составлял 89%. Но потом началась рецессия и ему пришлось нарушить свое предвыборное обещание «читайте по моим губам – не будет новых налогов». Популярность президента оказалось недолговечной. Углядев это уязвимое место, на республиканских праймариз ему решил бросить вызов крайне правый тяжеловес Пэт Бьюкенен, работавший еще в аппарате Никсона, Форда и Рейгана. Буш-старший испугался что Бьюкенен оттяпает у него кусок электората и стал озвучивать все более и более консервативные и скрепные позиции. Первую политическую битву после холодной войны религиозные консерваторы с треском проиграли. Джорджа Буша-старшего и Росса Перо в президентской гонке обошел Билл Клинтон.
Несмотря на то что он был баптистом и южанином, новый президент был для религиозных правых настоящий анафемой. Демократ, любитель курить травку, отвертелся от службы во Вьетнаме – он был олицетворением всего что они ненавидели. А жена у него вообще кошмар – феминистка, карьеристка, работала на всяких либеральных кандидатов, носит девичью фамилию. (Впоследствии Хилари все-таки взяла фамилию мужа чтобы что ему было политически легче). Во время кампании, на вопрос не получала ли ее юридическая фирма ништяки от ее мужа-губернатора штата Арканзас, Хилари угораздило ляпнуть: «Было бы лучше если бы я сидела дома, устраивала чаепития и пекла печеньки?». Реакция не заставила себя ждать. Типичная фраза из письма избирательницы в журнал «Тайм»: «Если у меня когда-то и были мысли голосовать за Клинтона, то самодовольная стервозность его жены, убила их в зародыше». Многие и многие могли это за ней повторить. Начиная с семидесятых идентичность «домохозяйка» приобрела политическую окраску и многим казалось что Хилари Родэм Клинтон самим фактом своего существования их обесценивает. Понятно что соответствующие книги и провопеди периодически подкидывали дрожжей в эту квашню. И уже никому было неважно что печенье по рецепту Хиллари заняло первое место на конкурсе рецептов журнала Family Circle – консервативные христиане и христианки ничего не забыли и не простили.
С приходом в Белый Дом четы Клинтонов у евангелистов наконец появились правильные жупел и пугало, на почве вражды к которым можно было объединить паству. Стоило Хилари опубликовать книгу «Ребенка растит вся деревня» о том что на детей таки влияют факторы за пределами нуклеарной семьи, Филис Шалфлай тут же вылезла с заголовком «Новый мировой порядок заберет ваших детей». На ее взгляд под абсурдным лозунгом «прав детей» Клинтоны вели атаку на родительский авторитет, правильно организованное общество и суверинитет Соединенных Штатов.
Что касается вооруженных сил, то и тут новый президент доставил евангелистам немало головной боли. В начали своего срока Билл Клинтон заявил что ЛГБТ люди должны иметь возможность служить без ограничений. Реакция была такая что президент «дал заднюю». Сошлись на компромиссе «командование не спрашивает, солдат не распостраняется», то есть оставили ЛГБТ солдат и офицеров в глубоком шкафу. В глазах консерваторов Клинтон разрушал вооруженные силы не только запретом выгонять из вооруженных сил за неправильную ориентацию, но и «феминизацией». Именно он подписал разрешение женщинам служить на военных судах и самолетах. И кроме того окончательно унизил вооруженные силы, посылая американских солдат на разного рода миротворческие операции под эгидой ООН.
(Дальше история с Моникой Левинской, враньем под присягой и реакций на этот скандал консервативных евангелистских кругов)
Президент-прелюбодей, лжец и уклонист от призыва в армию казался олицетворением всего что «не так» с современной Америкой. Но совершенно неожиданным для консерваторов оказалось то что сексуальное хищничество Билла Клинтона улучшило его репутацию в глазах ширнармасс. Начиная с семидесятых годов консерваторы изощрялись изображая либеральных мужчин слабаками, евнухами, лишенными традиционно мужских качеств – а тут на тебе. Рейтинг Клинтона в результате этого скандала взлетел вверх – в нем уже не видели подкаблучника живущего в страхе перед железобетонной Хиллари.
Те евангелисты которые критиковали Клинтона за его сексуально хищничество были скорее недовольны Клинтоном чем собственно сексуальным хищничеством. В своих собственных кругах евангелисты не могли похвастаться какими-то особыми достижениями по защите женщин от домогательств и семейного насилия. Так в книге «Любовь должна быть суровой» (1983) Добсон дописался до того что женщины специально провоцируют мужей их бить, чтобы потом показывать свои синяки соседям, друзьям и властям – и все это чтобы оправдать в собственных глазах такое нехристианское поведение как развод. В издании той же книги за 1996 этот, с позволения сказать, аргумент никуда не исчез.
В 1991 президент Джордж Буш номинировал Кларенса Томаса на вакансию судьи в Верховном Суде – и это стало первым залпом, тогдашней версией #MeToo. Коллега Томаса, Анита Хилл обвинила его в достаточно серьезных домогательствах, в том что своими пересказами сцен из порнографии и рассказами о собственных похождениях превратил ее жизнь на работе в настоящий ад. И Хилл, и Томас были афроамериканцами и община разделилась. Что касается белых евангелистов, то они поддержали Кларенса Томаса почти единогласно. И даже когда Сенат его уже утвердил, хор не замолкал. Сначала феминистки расправились с галантностью и рыцарским поведением в отношении женщин ради равенства (знаем мы эту галантность, до первого отказа, а дальше из букета извлекается дубинка), а теперь хотят защиты закона. Феминистки хотят объявить преступлением любой гетеросексуальных секс если не может быть доказано согласие. Шутить запретят – у феминисток нет чувства юмора. (Любители уличать других в отсутствие чувства юмора оччччень серьезно обижаются когда на их шутки ты сидишь с каменным лицом и вежливо интересуешься а когда смеяться. Прям оччччень серьезно). И Хиллари Клинтон наступила евангелистам-консерваторам на любимую мозоль когда в 1995 на международной конференции по статусу женщин в Пекине сказала свою популярнейшую речь «Права женщин – это права человека», тем самым подтвердив зловещие связи между феминизмом, глобализмом и администрацией Клинтона.

Leave a Comment