Глава 9
Ливанско-Канадский Банк (ЛКБ) не был американской компанией и не имел в США своего филиала. Однако ЛКБ сотрудничал с американским банком чтобы иметь возможность проводить операции в долларах США. Назывался этот американский банк American Express Bank и он является частью огромного финансового концерна American Express Company с ежегодным оборотом более триллиона долларов. Головной офис American Express Bank находился в южном Манхэттене, на улице Весси. Была в этом какая-то горькая ирония. Офис находился прямо напротив того самого места где когда-то стояли башни-близнецы, но это даже близко не удержало американский банк от участия в отмывании кровавых денег террористов. Директора банка еще один фактор не учли – в километра стояло здание где заседал федеральный суд.
ЛКБ был по уши вымазан в сотрудничестве с Хизбаллой. Доказательств тому имелось немало. Кроме ЛКБ Ницана и ее команда присовокупили к своиму иску в качестве ответчиков Народно-Демократическую Республику Корею (она же Северная) и Исламскую Республику Иран. Многие из снарядов использованных Хизбаллой во второй ливанской войне (2006) были произведены в Северной Корее. Иран предоставил свое – ракеты средней и большой дальности. Любой кто помогал запускать ракеты по гражданским населенным пунктам Израиля – не важно деньгами, банковскими услугами или собственно оружием – отправится в суд отвечать.
Летом 2008 адвокаты и стажеры отправились на север Израиля опрашивать пострадавших от обстрелов Хизбаллы. Это были разные люди. Единственное что их объединяло – это тот факт что они пострадали. Адвокат-араб опрашивал арабоязычных пострадавших. Шли непрерывные консультации с экспертами по ракетам, Северной Корее, Ирану и банковским операциям.
Одного из истцов звали Михаэль Фукс. 49-летний житель севера Израиля много лет работал директором школы, а накануне войны решил заняться бизнесом, импортом посуды из Китая. По этой новой работе Михаэль постоянно разъезжал и много времени проводил за рулем. 13 июня 2006 года он был за рулем где-то возле Цфата, когда услышал по радио новость о ракетных обстрелах и заспешил домой к семье. И вдруг услышал зловещий свист, а потом все потонуло в грохоте взрыва. Ракета от Хизбаллы упала рядом с его автомобилем. Переднее стекло разбилось, в Михаэля впились десятки осколков, приборную панель залило кровью. Вместо правово плеча он увидела огромную кровавую дыру, правая рука висела неподвижно. Михаэль кое-как замотал рану тем что осталось от рубашки и из последних сил вылез из машины. Через десять минут его подобрала машина скорой помощи. Врачи предлагали ему ампутацию руки, но Михаэль отказался. Пользоваться собственной рукой он с тех пор не может.
Рав Хаим Каплан, американский гражданин и житель Цфата, заведовал детским летним лагерем. 13 июня 2006 на Цфат посыпались ракеты. Рав Хаим отвез детей в защищенное помещение, оставил с вожатыми и помчался домой к жене Ривке и восьми своим детям. Ракета упала возле его машины. Хаим Каплан остался инвалидом, почти ослеп.
К иску присоединилась еще одна репатриантка из Штатов, медсестра Карен Эрдштейн. Медсестра по профессии, она не понаслышке знала что такое травма, но такого не испытывала никогда до этого. У нее на глаза осколком в голову наповал убило соседку и у беременной Карен тут же случился выкидыш. Семье пришлось бежать в центр Израиля и они стали беженцами в собственной стране.
Истцы делились на две группы. Первая группа состояла из американских граждан живущих на севере Израиля. Они могли подавать иски против Ирана, Северной Кореи и Хизбаллы за физический и психологический ущерб нанесенный им ракетными обстрелами. В США такие иски регламентируются Anti-Terrorism Act и Foreign Sovereign Immunity Act принятыми Конгрессом для того чтобы пострадавшие от терроризма американцы могли бы подавать иски в американских судах, независимо от того где они пострадали. Подаются они в федеральном суде США. Многие из граждан США с которыми мы разговаривали были очень скептически настроены и не верили что удастся выиграть дело и уж тем более что-то получить. Но терять им было нечего. Никто больше не предлагал им ни помощи, ни надежды и они согласились участвовать в иске чтобы закрыть гештальт. (Израильтянам с американским гражданством удалось выиграть дело против Северной Кореи и Ирана в сентябре 2016 года. Они получили 38 миллионов долларов в качестве компенсации ущерба и 131 миллион долларов штрафных санкций. Иск против ЛКБ продолжается на момент выхода книги).
Вторая группа состояла из граждан Израиля без американского гражданства. Это были евреи, арабы и друзы которые из за ракетных атак Хезбаллы потеряли здоровье и собственность. Иск от их имени подавался в суде штата Нью Йорк по таким общим принципам международного права как компенсация за нанесенный вред. Американский банк который выполнял операции для ЛКБ находился в штате Нью Йорк и адвокаты истцов надеялись таким образом привязать свое дело к юрисдикции штата Нью Йорк. Адвокатам American Express Bank удалось убедить суд что в обязнности их клиента не входит проверять кому и для чего переводит деньги иностранный банк. А вот дело против ЛКБ обещало быть очень интересным. Аппеляционный суд первого уровня заявил что никогда прежде не сталкивался с таким вопросом – подсуден ли иностранный банк штату Нью Йорк если на территории штата Нью Йорк расположен американский банк помогающий иностранному банку с операциями которые иностранный банк не в состоянии проводить сам. Аппеляционный суд первого уровня сам задал этот вопрос аппеляционному суду второго уровня, высшему в штате Нью Йорк. Судья Виктория Граффео задала удивленный вопрос: «И что, теперь банки обязаны спрашивать на что вы собираетесь потратить деньги прежде чем осуществить перевод?». На это адвокат истцов Роберт Толчин уверено ответил: «Возможно так и будет. И что в этом плохого кроме хорошего?». Что удивительно, этот аргумент сработал. В ноябре 2012 аппеляционный суд второго уровня штата Нью Йорк огласил свое решение – раз ЛКБ использует нью-йоркский банк для своих операций, то ЛКБ подсуден нью-йоркским судам.
Невозможно переоценить значение этого решения. У каждого иностранного банка есть американский «банк-побратим», через которого ведутся дела в США и в амерканских долларах. Нет ни одного крупного американского банка не имеющего представительства в Манхэттене. Теперь банки которым деньги не пахли и было нормально хранить деньги террористических организаций, выплачивать пенсии вдовам террористов, и т.д. – поняли что отныне это не будет бесплатно. Любая жертва террористов могла потащить их в суд штата Нью Йорк, даже не будучи гражданином США.
+(Насколько я поняла, дело Kaplan vs. Lebanese Canadian Bank тянется до сих пор, а подано было в 2008 году. Большинство документов по нему в закрытых базах данных).