Посиделки с Клио

История хасидута Сатмар

По книге Самуэля Хельмана “Кто нас возглавит: история пяти хасидских династий в Америке”

Сатмар, часть 1

Свое происхождение династия ведет от Моше Тайтельбаума (1758-1841), позывной Йисмах Моше, по названию составленной им книги покаянных молитв. Моше стал хасидом лишь после женитьбы и именно ему принадлежит заслуга импорта хасидизма из Польши на те земли которые мы сейчас знаем как Венгрию. В Польше он был последователем известного цадика Яакова Ицхака Горовица, известного как Люблинский Чудотворец. Моше обосновался в городке Шаторальяуйхей (венгерские названия, привыкайте) и сделал там хасидский двор. На этом посту он прославился и как чудотворец, и как суровый ретрогад ведущий священную войну с любыми новыми веяниями. Вообще упертое ретроградство стало маркером и визитной карточкой династии Тайтельбаум.
У Моше Тайтельбаума был сын Элазар Нисан (1786-1856). В 1834 отец отправил Элазара Нисана в Сигет в надежде что он получит там место раввина и сделает филиал хасидского двора. Ничего из этого не вышло. Местные не признали авторитет Элазара Нисана и он униженный вернулся в Шаторальяуйхей. Отец пытался на него надавить чтобы он остался в Сигете и сражался за раввинское место, но Элазар Нисан решил что это не его и принял место обычного приходского раввина на родине жены в городе Дрогобыч (теперь это Львовская область Украины). Становиться главой хасидского двора он упорно не желал.
У Элазара Нисана был сын Йекутиэль Йегуда (1808-1883). Его в раннем возрасте отправили жить к деду Моше и Йекутиэль Йегуда вырос под его влиянием. Йекутиэлю Иегуде удалось выполнить мечту деда – сделать хасидский двор в Сигете. Ему наследовал его сын Ханания Йом Тов Липа Тайтельбаум (1836 – 1904). Ненависть ко всему новому, особенно к сионизму, Липа сочетал с блестящими организаторскими способностями и харизмой и ему удалось не только сохранить, но и приумножить наследие предков. Однако одно у Липы не получалось – оставить наследника. Его единственный сын умер в младенчестве. Липа опасался что простроенное им будем некому оставить и обратился за советом к влиятельному Цанз Ребе Хаиму Хальберстаму, позывной Диврей Хаим. Они были в некотором роде родственниками – сестра Липы была замужем за сыном Диврей Хаима. Старший ребе пытался утешить Липу словами о том что многие праведники поначалу бездетны, но тот настаивал на чем-то конкретном и Диврей Хаим сказал – определи себе дату и если к этой дате твоя жена не понесет, разводись.
После двадцати лет брака жена Липы ребецин Рейце отказывалась принимать гет (в 1876 наконец согласилась). Пока все это тянулось, Липа получил специальное разрешение с подписью ста раввинов взять вторую жену при живой и несогласной на развод первой. В возрасте 42 лет Липа женился на своей кузине Хане Ашкенази, в первом браке Рубинштейн. В этом первом браке Хана родила двоих детей, так что в ее фертильности не было сомнений. Хана родила Липе еще пятерых, не считая умерших в младенчестве – двух сыновей и трех дочерей. Старший из этих детей, Хаим Цви (1879-1926), с самого начала готовился унаследовать двор отца в Сигете.
Йоэлиш Тайтельбаум или погоня за короной
Младший сын Липы Йоэль по прозвищу Йоэлиш (1886-1979) был последышем. Он родился когда отцу стукнул 51 год. В изучении Торы Йоэлиш блистал, отцовскую волю во всем исполнял, отцовской идеологии следовал – но он был младшим и с детства понимал что за место под солнцем придется сражаться, просто так не достанется.
С одной стороны Йоэлиш был баловнем матери и трех сестер, а с другой – уже ребенком практиковал достаточно суровую аскезу. Он мало спал, подолгу учился закрывшись в комнате один, регулярно постился, отрастил пейсы длинее чем требовалось, раздавал милостыню и скрупулезно следовал мельчашим деталям галахи. Вообще скрупулезность у него проявлялась во всем. Он постоянно мыл руки, полоскал рот, а уж посещение туалета вообще было обставлено невероятным количеством ритуалов. В наши дни Йоэлишу наверняка поставили бы диагноз обсессивно-компульсивное расстройство.
Ребецин Хана пыталась просить мужа не оставлять все старшему, а как-то разделить наследие чтобы никто не остался в накладе. Как и многие ребецин, она думала в первую очередь о благе ВСЕХ своих детей, а особенно о благе любимого младшенького. Но Липа не хотел дробить наследие и отказал жене, к большому ее неудовольствию.
В семнадцать лет Йоэлиш женился на своей кузине Хаве Горовиц, с которой по настоянию отца был с семи лет помолвлен. Липа уже серьезно болел и на свадьбе Йоэлиша председательствовал старший брат и наследник Хаим Цви – так чтобы ни у кого не осталось сомнений кто тут следующий ребе. Вскоре после женитьбы Йоэлиш получил раввинскую смиху.
Вскоре Липа умер и Хаим Цви получил всё – место рош йешивы на более чем триста учеников, место городского раввина Сигета, а самое главное место ребе. Йоэлишу не помогли ни знания Торы, ни благочестие, ни материнская поддержка. Его ждаломесто приходского раввина в городке Мужиево (теперь Закапатская область, Украина). Еще отец как-то купил ему это должность, главным образом чтобы уберечь от призыва в армию Австро-Венгрии. Понятно что это место не вызывало у Йоэлиша энтузиазма и большую часть года он оставался в Сигете.
Но ребецин Хана не оставляла надежд помочь младшему сыну. Она находилась на отдыхе на курорте Мариенбад (там часто отдыхала и поправляла здоровье хасидская верхушка), а там же в это время пребывал Ребе Бельз. (По хронологии выходит что это был третий ребе Бельз, Иссахар Дов Рокеах, тот самый который дал Саре Шенирер благословение на основание школ Бейс Яаков). Хана подступилась к нему с просьбой подыскать Йоэлишу более приличное место и бельзский ребе предложил Сатмар в ста километрах к востоку от Сигета. В это же время на отдыхе в Мариенбаде находился официальный раввин города Сатмар Иегуда Гринвальд. Он согласился на приезд Йоэлиша потому что разделял антимодернистские взгляда Тайтельбаумов и надеялся что присутствие в городе отпрыска известной хасидской династии и ему придаст авторитета.
(Дальше на две страницы как Йоэль Тайтельбаум консолидировал свое положение не только как глава хасидов (пока еще хасидут Сигет), но и как главный раввин города Сатмар).
Для хасидов Йоэля Тайтельбаума состояние конфликта стало формой социализации и инструментом формирования идентичности. Хасидут Сатмар формировался по принципу «мы будет бороться со всем и со всеми на кого ребе покажет». Таким образом хасиды Йоэля Тайтельбаума развили в себе солидарность друг с другом – за счет ощущения «мы против всего остального мира». Куда бы судьба не заносила Йоэля Тайтельбаума, он находил с кем цапаться, кому противостоять, кого объявить врагами. Однако он проявил себя как способный администратор и министерская голова. Он с распростертыми объятиями принимал в своем хасидуте не только ученых, но и деловых людей, баалей-батим, тех кто зарабатывал, а Тору учил во вторую очередь. Пожертвования текли рекой, на эти пожертвования в Сатмаре основывались не только школы для мальчиков и йешивы для подростков, но и школы для девочек, хасиды Сатмар знали что ребе не даст им голодать и остаться без крыши над головой – в общине действовало то что мы сейчас называем социальными программами.
Постепенно Сатмар и его ребе затмевали Сигет. Многие хасиды в Сигете, которые когда-то не воспринимали Йоэля серьезно, теперь считали себя его хасидами, а не хасидами его абсолютно бесцветного племянника Залмана Лейба. (Старший брат Йоэля Хаим Цви умер в 1926. Ему наследовал сын Залман Лейб, которому на момент смерти отца было четырнадцать лет). В 1904, когда Йоэль женился на Хаве Горовиц, старший брат председательствовал на его свадьбе. В 1929 все было наоборот – Йоэль председательствовал на свадьбе дочери умершего брата, Ханы, а через год брат Ханы Залман Лейб женился на дочери Йоэлиша Рахель. Йоэль забрал юную пару себе в Сатмар, а в 1930 вернул их обратно в Сигет, где Залман Лейб короновался Сигетер Ребе. Йоэль замкнул круг и приобрел власть и влияние в большей степени чем дало бы ему ребистве которое в юности так хотел. Его преемником в Сигете стал племянник и зять находящийся целиком под его влиянием. (Такую же комбинацию, править через юного и во всем зависимого зятя, хотели провернуть с императором Петром Вторым сначала Меньшиков, а потом Алексей Долгорукий. Но не вышло.) Даже те кто формально не числились его хасидами, обращались к нему за благословениями и молитвами, а многие даже использовали для этого телеграф. В 1932 Йоэль приезжал в Палестину в надежде что его выберут возглавлять антисионистскую Эда Харедит и его последователи распространяли листовки следующего содержания: «Мудрец приезжает в наш город, наш учитель и господин, светоч изгнания, цадик являющийся основой вселенной, свет Израиля, потомок святых… рабби Йоэль Тайтельбаум». (Всесильный Воин, Который Благодаря Своей Выносливости и Непреклонности Будет Идти от Победы к Победе и Оставляет После Себя Огонь – официальный титул заирского диктатора Мобуту Сесе Секо. Извините, у меня это первая ассоциация, я ничего поделать не могу).
Когда в 1936 король Румынии Кароль Второй приезжал в Сатмар, все местные ВИП-персоны выстроились на перроне встречать венценосную особу и первым король пожал руку именно Йоэлю Тайтельбауму. Этот акт, запечетленный на фото, стал в глазах хасидов доказательством что их ребе равновелик королям, тоже венценосная особа. (Вообще то что тебе пожал руку Кароль Второй – сомнительная честь. Это был такой фрукт что его ненавидела вся Румыния – от коммунистов до фашистской «Железной гвардии». В период его личной диктатуры, по его указу, почти четверть миллиона евреев лишили румынского гражданства, а так же вышел пакет законов ограничивающих гражданские и политические права евреев и запрет на смешанные браки. Это еще до всяких немцев. Кроме того Кароль тащил в постель все что шевелится и использовал в качестве живого щита собственную мать, когда узнал что на него готовится покушение. О чем не постеснялся ей сказать. Но нет, сатмарская пропаганда носится с этой фотографией как дурни со ступой).
Вдовство, второй брак и проблема наследования
В то время как карьера Йоэля Тайтельбаума как хасидского лидера складывалась как нельзя успешно, удачной личной жизнью он похвастаться не мог. У них с ребецин Хавой было три дочери. Эстер умерла в десять лет во время эпидемии скарлатины. Рахель умерла через полтора года после своей свадьбы с Залман-Лейбом, не успев никого родить. Все эти трагедии не прибавили здоровья Хаве и в начале 1936 она скончалась. У Йоэля осталась одна дочь, Рейзеле, которая в 1936 была уже двенадцать лет как замужем, но тоже никого не родила. Медленно, но верно назревал вопрос – а кто будет наследником.
После Песаха 1936, через четыре месяца после смерти жены, Йоэль поручил своей дочери Рейзеле искать ему шидух (ну и нравы). И Рейзеле, и другие лица из окружения, призывали его искать женщину которая уже родила детей, вдову или разведенную. Но если бы Йоэль Тайтельбаум женился на такой женщине и она бы не родила – всем бы стало ясно что 50+ летний ребе уже не торт. Поэтому он отверг этот совет и в августе 1937 стоял под хупой с 25-летней, никогда не бывшей замужем, Алтой Фейгой Шапиро (1912-2001). По хасидским понятиям Алта-Фейга конечно была перестарком, но теоретически вполне могла родить ребе наследника. Алта Фейга и Рейзеле конфликтовали, но ребецин может быть только одна, ночная кукушка перекуковала дневную – и Алта Фейга стала главной женщиной в жизни Йоэля Тайтельбаума. Однако родить не удалось ни той, ни другой, что очень расстраивало Йоэля и его хасидов.
По крайней мере два биографа рассказывают что каждый Рош Ашана после трубления в шофар, Йоэль Тайтельбаум рассказывал недельную главу про бесплодие праматери Сары и просил собравшихся помолиться о даровании ему потомства. «Мольбы ребе доводили всех до слез» и «проходило какое-то время прежде чем ребе и собравшиеся успокаивались и могли продолжать молитву». Можно себе только представить что чувствовала Алта-Фейга.
Находились и те кто подавали ребе идею развестись с Алтой Фейгой, взять еще одну жену и попытаться в третий раз. Среди них был младший племянник ребе, Моше. Так же как его старший брат Залман-Лейб он частично вырос в доме дяди и был ему предан. В конфликте между Рейзеле и Алтой-Фейгой Моше принял сторону своей кузины, чего ребецин ему не забыла и не простила. Их отношения был навсегда отравлены. Алта-Фейга обвинила Моше в том что интригует с целью занять дядино место. Но это Моше парировал что если бы дядино место было его целью, он не стал бы предлагать дяде жениться еще раз и сделать более прямого наследника. Но видимо насколько Йоэль был способен любить женщину, он любил Алту-Фейгу, потому что не развелся с ней несмотря на ее бесплодие.
Катастрофа
(Вводный параграф про относительную безопасность венгерских евреев, пока в марте 1944 в страну не вошел вермахт, а осенью не начались депортации. Не объясняется почему вдруг принадлежавший Румынии Сатмар оказался в юрисдикции Венгрии. Я восполню этот пробел. В августе 1940 по Второму Венскому Арбитражу, где председательствовали фон Риббентроп и его итальянский коллега Галлеаццо Чиано, Венгрия получила от Румынии 43 тысячи квадратных километров территории северной Трансильвании, включая город Сатмар. В 1945 СССР отдал Румынии эти территории обратно).
Между 1938 и 1940 годами Йоэлиш никуда не пытался убежать. Вместо этого он ездил по городам и общинам, укрепляя свое влияние и везде высказывался на одну и ту же тему – никаких современных влияний, максимально закуклиться, никаких посещений театров, чтения светской литературы и газет. Ну и главным врагом оставался конечно сионизм. В 1939 ребе публично заявил «Тот кто пытается эмигрировать в Палестину с помощью сионистов уподобляются хватающим огонь голыми руками». От эмиграции в Америку он тоже отговаривал.
Однако в сентябре 1939 кто-то из доброжелателей ребе (из тех кто таки читал газеты) понял что дело пахнет керосином и попытался оформить ему туристическую визу в Палестину. Йоэль Тайтельбаум отказался на том основании что «сионисты помогают только тем кто разделяет их еретическую идеологию». Однако к концу 1943 он отправил свою дочь Рейзеле в Будапешт с поручением добыть для всей семьи сертификаты на эмиграцию в Палестину. Но у нее ничего не вышло. Весной 1944, пока всех евреев Трансильвании сгоняли в гетто, до Йоэлиша дошел слух что нацисты его прицельно ищут и он согласился на альтернативный план – бежать в Румынию, где ситуация для евреев была чуть-чуть получше. Он переоделся, повязал лицо платком (чтобы скрыть бороду и пейсы и при этом их не стричь) и на машине скорой помощи Красного Креста доехал до города Клуж-Напока (исконно румынский город тогда находился по венгерскую сторону границы). Однако до границы ребе не доехал, был разоблачен и отправлен в еврейское гетто Клуж-Напока. Здесь ребе использовал свое влияние на юденрат чтобы выйти на Рудольфа Кастнера. От имени сионисткого Еврейского Агентства Кастнер вел переговоры с Адольфом Эйхманом – пропустить состав с евреями в Швейцарию и дальше в Португалию, за мзду конечно. После непродолжительных переговоров и уплаты крупной суммы, ребе внесли в список на «поезд Кастнера» под номером 1670.
3 мая 1944 ребе и ребецин, а так же габай Йосеф Ашкенази вышли за ворота гетто Клуж-Напока с документами позволяющими им проезд в Будапешт. Поезд Кастнера ушел из Будапешта 30 июня и направился в лагерь Берген Бельзен. В лагере Берген Бельзен существовал отдельный привилегированный блок, где Гиммлер распорядился держать евреев нужных рейху для обменов с союзниками. Там-то и оказались пассажиры поезда Кастнера, включая нашу троицу. Еще полгода тянулись переговоры между Кастнером и Эйхманом и жизнь всех пассажиров этого поезда висела на волоске. Наконец 4 декабря, все кто попал в список сели на другой поезд и через три дня пересекли швейцарскую границу в районе городка Сент-Галлен. Этот день по еврейскому календарю (21 кислева) до сих пор отмечается в хасидуте Сатмар как праздник местного значения.
В конце войны
(У автора этого нет, но я дам вам контекст. В августе 1944, опираясь на разношерстную коалицию антифашистских элементов, юный король Михай Первый (сын низложенного Кароля) устроил переворот и отстранил от власти пронемецкого кондукатора маршала Иона Антонеску. Румыния вышла из войны и заключила перемирие с союзниками. Дальше у нас Ясско-Кишеневская операция, советские войска зашли в северную Трансильванию и вернули ее Румынии, тем самым обнулив итоги Второго Венского Арбитража.)
Несколько тысяч евреев вернулись в Сатмар и устроили себе какое-то подобие довоенной жизни – с синагогами, йешивами, похоронным обществом и бейт дином. Кое-кто из хасидов тоже вернулся, в надежде что ребе к ним присоединится. Однако он оставался в Швейцарии. Надеяться на вид на жительство в Швейцарии нечего было и думать, видеть у себя евреев постоянными жителями швейцарское правительство совершенно не хотело. Вместо того чтобы вернуться в Сатмар, Йоэль Тайтельбаум продолжал добиваться получения сертификата на иммиграцию в Палестину, тем более что там в Иерусалиме его ждала дочь Рейзеле с мужем. (Они уехали по своим каналам). Из письма зятя ребе мы видим с какими трудностями он столкнулся пытаясь добыть эти сертификаты. «Все партии, от самых правых до самых левых, не желают его здесь видеть». Складывается впечатление что теперь, когда жизни ребе ничего не угрожало, сионисты не видели никаких причин помогать человеку который поливал их грязью последние двадцать+ лет.
Наконец англичане выдали всем пассажирам транспорта Кастнера сертификаты на въезд вне обычной квоты и ребе отправился в Италию, а оттуда, 19 августа 1945 года на корабле в Палестину. Те самые сионисты которых он всю жизнь проклинал и ругал стали той силой которая спасла его и привела в святую землю.
Йоэль Тайтельбаум поселился рядом с дочерью в Иерусалиме и первое что сделал – сходил помолиться к Стене Плача. (Через 22 года, в 1967, он издаст запрет на посещение Стены Плача и молитв там). Он пытался сделать небольшую йешиву, но ничего не получилось. Из евреев северной Трансильвании в живых осталась всего шесть тысяч и те из них что приезжали в Палестину, как правило были далеки от религии. К Рош Хашана 1946 Йоэль Тайтельбаум уже делал свои первые шаги по американской земле. Официально он поехал собирать средства на йешиву, но в Палестину больше не вернулся. Возможно понимал что у ненавистных сионистов все вот-вот получится и не хотел быть свидетелем их триумфа.
1) Йоэль Тайтельбаум
2) Фото с королем Каролем Первым

*

Сатмар, часть 2. Первые шаги в Америке

Начинал Йоэлиш в Америке очень скромно. Он снимал небольшой дом на Президент-стрит в районе Краун-Хайтс (сейчас это абсолютно хабадская вотчина) и должен был ловить евреев на улице чтобы собрать миньян. Только когда он переехал в Вильямсбург хасидут начал расти и становиться таким каким мы знаем его сейчас. В Америке ребе завел свою старую антисионистскую пластинку. Свое спасение он объяснял божьей милостью и заслугами своих хасидов. Никакие сионисты там даже рядом не валялись. В середине пятидесятых вышел его трактат на тему под названием «Вайоэль Моше». Цитата оттуда:
Сионисты определяли сколько сертификатов англичане выдадут ежегодно (ага, щас) и отказывались выдавать эти сертификаты всем кроме тех кто следовал их (сионистов) путям, путям сионизма, осквернения и ереси, помоги нам Господь
Дальше Йоэлиш рассказывает что сионизм это главный грех европейского еврейства двадцатого века, а геноцид в руках нацистов это, соответственно, наказание. Сионисты сами нарушали и других склоняли нарушать заповедь смиренно ждать конца изгнания. Если кого-то сионисты и спасли, то погубили куда больше народу своим беспардонным вмешательством в божественный план.
Другой огромной опасностью ребе считал ассимиляцию. Осуждению подвергалось любое поведение евреев такое же как у людей среди которых они жили. Он сделал ставку на экономическую независимость – то есть осваивать денежные профессии для которых не нужны дипломы богомерзких американских колледжей и университетов. Сатмарские хасиды (речь понятно о мужчинах) занялсь продажей недвижимости, страховок, огранкой алмазов, торговлей электроникой, получали лицензии на обмен валютой. Кто-то приобретал рабочие профессии типа сварщика или автомеханика. Американцы научились жить рядом со странно одетыми людьми которые закрывали свои бизнесы в середине пятницы и разговаривали на английском так как будто только что его выучили.
Америка с ее открытым обществом, демократией и отсутствием государственного антисемитизма разительно отличалась от Европы. Но Йоэлиша это только подстегнуло строже чем в Европе отделять свою общину от мира который ее окружал. В Америке общество было более открытым чем в Европе, искушения окружающего мира более привлекательными и возможностей поддаться этим искушениям было куда больше. Мир свободный от ограничений вот он, только руку протяни. (Я бы не назвала Америку 1950-ых миром свободным от ограничений, но все познается в сравнении). Там где закон защищал право евреев селиться там где они хотели и могли себе позволить, стены гетто понадобилось строить и укреплять изнутри. Чтобы создать противовес искушениям за стенами гетто, Йоэлиш должен был сделать так чтобы сам акт покинуть гетто не был легким. Для этого через школы, прессу и проповеди хасидам внушалось что мир за невидимыми стенами гетто страшный и ужасный. Школа была заточена на то чтобы не дать людям навыков которые могли бы облегчить им выживание вне общины. Ребе и его аппарат сделали все чтобы английского языка люди учили не больше чем необходимо для эпизодического общения на бытовые темы.
Параллельно началась война за скромность. Устрожения сыпались как из рога изобилия. Например ребе велел чтобы кровати в супружеских спальнях ставились вдоль стены, а не перепиндикулярно и периодически навещал своих хасидов чтобы проверить как выполняется это правило. Дальше началась эпопея с женскими чулками. В 1958 Йоэль Тайтельбаум велел всем девочкам и женщинам носить непрозрачные чулки и заявил что избавление народа Израиля зависит от степени непрозрачности женских чулок. В 1978 начали выпускать специальные «сатмарские чулки» со швом сзади. Логотип на каждой упаковке – пальма, перевод слова «Тайтельбаум». (Интересно кто с этого наварился). Запретили телевизор и все газеты на идиш кроме сатмарской «Дер йид».
Анклав на отшибе
Сатмарская община в Вильямсбурге быстро росла. Этот рост обеспечивался высокой рождаемостью и отсутствием ассимиляции с одной стороны и преследований с другой. У Йоэлиша были свои лоббисты которым удалось пробить муниципалитете изменение статуса района Вильямсбург с промзоны на жилой. Район постепенно облагораживался и хорошел, но это оказалось палкой о двух концах. Туда стали приезжать те кого хасиды называли «артистен», небогатая творческая богема из манхэттенского Сохо. (Районы Сохо и Вильямсбург расположены буквально напротив, их разделяет только река Ист-ривер). Настоящим камнем преткновения стали велосипедные дорожки, которые муниципалитет провел. Теперь хасиды могли ежедневно любоваться на неподобающе одетых велосипедисток.
Йоэлиш понял что надо перевозить общину в какое-то более изолированное место, что от соседства с богемой не будет ничего хорошего. Надо сказать что ребе других хасидутов приходили к той же мысли. В 1954 ребе сквирских хасидов Яаков Йосеф Тверский (1899-1968) выбрал для основания анклава город Рамапо в округе Рокленд на севере штата Нью Йорк. С 1956 сквирские хасиды начали переезжать туда из Нью Йорка и в 1961 был официально основан населенный пункт New Square. Ташер Ребе Мешулам Сегаль в 1963 основал своим хасидам отдельное поселение Кирьяс Таш к северу от Монреаля. В 1948 вижницкий ребе Хаим Меир Хагер с группой хасидов купили какое-то количество домов и квартир по соседству в Бней Браке и ребе взял с этой первой группы собственников обязательство продавать или сдавать жилье исключительно другим вижницким хасидам. Ребе Клаузенберг-Цанз Йекутиэль Йехуда Хальберстам (1905-1994), женатый на племяннице Йоэлиша Песе, провернул такую же схему в Нетании – там появился район Кирьят Цанз.
После нескольких неудачных попыток хасидут Сатмар основал новый населенный пункт близ города Монро (Нью Йорк) в часе езды на север от Бруклина. В 1977 он получил название Кирьяс Джоэль.
Схватка за корону: племянник против ребецин
К тому времени как Йоэль Тайтельбаум переехал в город названный его именем, он был тенью прежнего себя. В феврале 1968, на вечерней пятничной молитве, 82-летний ребе перенес тяжелый инсульт. Десять дней он был без сознания, а когда очнулся – выяснилось что там все плохо: и с речью, и с памятью, и со способностью самостоятельно передвигаться. Два года после инсульта он к хасидам вообще не выходил, общался только с женой и немногочисленной группой габаев. Надо сказать что у ребецин Алты Фейги было больше функций и полномочий чем обычно бывает у женщины в таком патриархальном обществе – все потому что Йоэлиш много лет тяжело болел, а детей не было. Она была способным администратором, умела собирать пожертвования, а главное сделала уникальную благотворительную программу Бикур Холим (Посещение больных), для всех евреев, а не только для сатмарских хасидов. По этой программе евреи пациенты нью-йоркских больниц получали кошерные горячие обеды и ужины в коробочках, их родственники получали ваучеры на гостиницу (а не жить в кресле в приемном покое) и еще много всякого разного. Если американским евреям и было что сказать хорошего о хасидуте Сатмар, то за это надо сказать спасибо ребецин Алте-Фейге. Еще ребецин делала вообще неслыханную вещь – заходила на мужскую половину синагоги раздавать крошки со стола мужа. (Будь Йоэлиш в лучшем состоянии, он бы раздавал их во время тиша сам).
Вся жизнь рядом с Йоэлишем приучила Алту-Фейгу к мысли об его уникальности и незаменимости. Она надеялась что другие хасиды считают так же, что для них Йоэлиш это что-то вроде Машиаха и никто не может ему наследовать. Она убедила себя что община примет кого-то на пост обычного раввина которые будет выполнять обычные раввинские обязанности, но всякое общение с Небесами останется за ушедшим в мир иной ребе Йоэлем Тайтельбаумом. Но у нее не было шансов. Пускай у Йоэля не было сыновей, но у него был племянник и большинству было непонятно почему хасидутом должна управлять женщина.
К 1979 году Моше Тайтельбаум (1914-2006), официально Сигетер ребе, большую часть жизни прожил в тени своего харизматичного дяди. В Америке он жил в Боро-парке, занимался бизнесом, какое-то время был инспектором кашрута в сети супермаркетов Meal Mart. Он никогда не был главой общины на полную ставку. Но он был самым близким родственником Йоэля Тайтельбаума и сатмарский скипетр по праву принадлежал ему.
Моше рано остался сиротой и жил по родственникам – то у Йоэлиша, то у деда по материнской линии. Пока его брат возглавлял хасидский двор в Сигете, Моше женился на Лее Меир, дочери Караска ребе. (Я везде искала эту Караску, не нашла). Тесть поставил его во главе небольшой йешивы, а потом Моше принял пост раввина в городе Сента (тогда Венгрия, теперь Сербия). В 1944 Моше, Лею и их трех маленьких детей вывезли в Аушвиц. Лея с детьми погибли, а Моше встретил май 1945 на нарах тифозного барака в Терезине. Еще слабый, Моше тем не менее вернулся в Сигет в надежде восстановить хасидский двор погибшего старшего брата. В этом же году он женился вторично на своей кузине Песе Лее Тайтельбаум (1923-2010), дочери Аарона Тайтельбаума (1881-1944), известного как Нирбатор рав. Песя Лея осталась одна из большой семьи.
Однако очень скоро Моше понял что никакой религиозной жизни румынские власти допускать не намерены. (В Румынии у власти тогда находились такие твердокаменные сталинисты, что Чаушеску на их фоне просто невинный зайка). Он сунул на лапу кому надо и они с женой перешли границу. Осенью 1946, после короткой остановки в Бразилии, Моше Тайтельбаум и его жена уже были в Нью Йорке.
Во втором браке у Моше было шесть детей – четыре сына и две дочери. Казалось бы, с наследованием никаких проблем. В 1966 старший сын Моше, Аарон, женился на дочери Вижницкого ребе Моше Хагера, Соше. И вот тут партия ребецин Алты-Фейги (то меньшинство которое устраивало ее опосредованное управление хасидутом от имени тяжело больного супруга) начала кампанию черного пиара. Дескать, отец невесты, Вижницкий ребе, занимает слишком примиренческую позицию по отношению к ненавистному сионистскому государству, а сама невеста училась в какой-то сомнительной школе, где преподавание велось на иврите, а не на идише как положено. Человек женившийся на девушке из такого «сионистского» семейства недостоин быть наследником и претендентом возглавлять хасидут Сатмар. (Дальше очень долго и подробно про подковерный и закулисный конфликт Алты-Фейги и Моше. Моше перед смертью долго болел и назначил преемником своего старшего, Аарона. Но получилось так что в Кирьяс Джоэле набрал авторитет Аарон, а в Вильямсбурге его младший брат Залман Лейб. Хасиды Сатмар постепенно разделились на «ааронских» и «залманских». (Они действительно себя так называют, я только перевожу).
Смерть ребе Моше и последствия
В предпасхальные дни 2006 92-летний Моше Тайтельбаум находился в критическом состоянии в больнице Mount Sinai в Нью Йорке. То что он уже много лет не выполнял функции ребе все конечно понимали, но само его присутствие в какой-то степени держало хасидов на плаву. В Кирьяс Джоэле круглосуточно молился миньян на моглиле Йоэлиша, прося милости Небес для умирающего ребе.
Когда 24 апреля 2006 года произошло неизбежное, битва за корону пошла в крутое пике. Оба претендента не имели вокруг себя того ореола, который окружал рожденных в Европе и переживших Катастрофу Йоэлиша и Моше. Их постоянные склоки подмочили репутацию обоих. Короче говоря, йеридат ха дорот (измельчание поколений) в действии.
Не успели дождаться конца шивы (сидели по отдельности, Аарон в Кирьяс Джоэле, Залман в Вильямсбурге), как начались выяснения кто же наследник. В 1996 Моше действительно собрал габаев и прочих авторитетных лиц, при них показал на Аарона и сказал «вот наследник». Недостатка в свидетелях не было, но документально слова ребе никто не догадался зафиксировать.
А вот хасиды Залмана принесли на сходку документ, завещание Моше. Датированное 2002 годом, оно объявляло наследником «моего дорогого сына мудреца и цадика Залман-Лейба». На это хасиды верные Аарону отвечали что в 2002 Моше был в глубокой деменции и не понимал что сунули ему на подпись. Кроме того, существовало алахическое постановление что завещание недействительно если его подписал человек старше восьмидесяти лет.
(Странно что автор не рассказывает про судебное дело в штате Нью Йорк на тему «кто наследник Моше Тайтельбаума». Официально это дело называется Matter of Congregation Yetev Lev D’Satmar Inc., v Kahana, ссылку я в комментарии положу. На поверхности это выглядело как процессуальный диспут между двумя фракциями на которые распалась община (кворум, правомерность внутриобщинных выборов и т.д.) Однако очень скоро судьи поняли что этот иск не больше чем продолжение прокси-войны между Залманом и Аароном и чтобы решить технические вопросы им, нееврейскому, американскому суду потребуется решать кто же теперь сатмарский Ребе. Сославшись на Первую поправку к Конституции (ту самую где про свободу совести и невмешательство государства в религиозные конфликта ни на чьей стороне), суд дело закрыл.
1) Алта-Фейга
2) Моше Тайтельбаум
3) Аарон Тайтельбаум
4) Залман Тайтельбаум

Leave a Comment