Посиделки с Клио

Принцесса-суфражистка

Много кто в детстве любил сказки про трех сестер-принцесс. Я тоже люблю, например про трех датских граций или про сестер Сун, одна из которых любила деньги, другая любила власть, а третья любила Китай. Сейчас расскажу вам еще сказку про отважную принцессу-воительницу за женское избирательное право и ее сестер. Ее звали София Далип-Сингх.
Сначала про родителей. Отец – последний махараджа сикхского государства Далип Сингх. Это при нем, малолетнем, правила регентшей его мудрая и энергичная мать, махарани Джинд Каур (ее портрет у меня в галерее Женские Образы в Живописи), так что бабушка у наших девочек была, дай боже. Но англичане лишили сикхов независимости, разлучили Далипа с матерью и увезли в Англию. Там он жил на положении почетного пленника и даже, будучи подростком, принял христианство. Ему долго не разрешали с матерью даже переписываться из опасений что будет заговор, просто перехватывали письма и курьеров. Лишь когда махарани-мать состарилась и ослепла, англичане решили что больше она угрозы не представляет и разрешили Далипу привести ее к себе. Джинд Каур прожила с сыном три года и умерла в 1863. Королева Виктория разрешила Далипу увезти урну с прахом матери в Лахор. (Для сикхов кремация это не опция, а заповедь и там сложные похоронные ритуалы). На пути обратно в Англию, в Каире, Далип заприметил юную учительницу христианской миссионерской школы Бабму Мюллер. Вряд ли они много разговаривали, потому что Бамба не владела английским, а Далип не владел ее языками – амхарским, арабским и немецким. Бамба была дочерью немецкого коммерсанта и его эфиопской наложницы. В браке ее родители не состояли, но отец ее признал, дал свою фамилию и лучшее возможное образование. Далип начал издалека. Он вернулся в Лондон, послал миссионерской школе в Каире щедрые пожертвования и написал пространное письмо что ищет жену христианку, но при этом не европейку. Королева Виктория советовала ему жениться на ком-то из выращенных в Англии индийских принцесс, но Далип хотел что-то более традиционное и не такое западное. В июне 1864 он заключил с Бамбой брак в английском консульстве в Каире. После этого они жили в Англии в замке полжалованном Далипу королевой Викторией. У них был шесть детей – Виктор, Фредерик, Бамба-младшая, Кэтрин, София и Альберт.
*****************************************************************************
София родилась в 1876 году. Крестной матерью у нее была сама королева Виктория. Когда Софие было десять лет, ее мать умерла от тифа. Отец тут же женился на горничной, с которой крутил еще до смерти Бамбы (там родилось две дочки). Оскорбленная Виктория отказалась принимать его у себя. Далип начал плести неумелые интриги с целью вернуть себе престол, например ездил в 1887 в Россию и пытался уговорить царя Александра Третьего ввести в Индию войска, обещая ему российский протекторат над Лахором. Он скончался в 1893 году в Париже. Виктория детям низложенного махараджи за предательство мстить не стала, его сыновей приняли в элитные военные академии, а девочек королева взяла под свое крыло и хотела сделать из них светских красавиц и завидных невест. Вот тут она просчиталась. Для английских женихов, во всяком случае аристократов, сестры Сингх были слишком темнокожими и экзотичными, а для соплеменников – слишком западными. Но тогда ни Виктория, ни тем более София не могли этого знать. София с энтузиазмом бросилась в светскую жизнь, за ней толпами бегали корреспонденты, которых сейчас бы назвали папарацци. Ситуация начала меняться в первые годы двадцатого века, когда София с сестрами два раза съездила на родину отца, в Пенджаб. Везде, куда бы девушки не шли, кругом благоговейно шептались «Это же внучки Льва Пенджаба, последнего махараджи». Дед Софии и ее сестер, последний реально правивший махараджа Ранджит Сингх, оставил о себе добрую память, подданные его уважали и любили. Вот тут до Софии начало доходить что в жизни есть вещи интереснее и важнее светских удовольствий. Из ее дневника ясно что она начала интересоваться политикой и жизнью окружающих людей, встречалась с видными индийскими националистами и правозащитниками. Министерство колоний обепокоилось – как же, внучки популярного правителя могут стать знаменем для недовольных. Но у Софии не было амбиций становиться символом и уж тем более возглавлять восстания. Она предсказала (и оказалась права) что вопрос независимости Индии решится не в Лахоре, не в Дели и не в Бомбее, а в Лондоне. Хочешь влиять – влияй в метрополии. А как влиять если у тебя даже нет избирательного права? Вот тут-то София и нашла дело которое стало делом ее жизни. Возможно повлияли непростые судьбы старших сестер, но результат налицо – София впряглась в движение за женские избирательные права и поехала.
Невозможно рассказать про три десятилетия активизма, вот только несколько ярких эпизодов. 18 декабря 1910 года произошло событие которое потом получило название Черная Пятница. Сначала депутация суфражисток в количестве двенадцати человек возглавляемая Эммелин Панкхерст (в этой группе была и София) отправились на аудиенцию с премьер-министром Асквитом, но он отказался их принять. Женщины вышли из канцелярии премьера на Парламентскую площадь, а там уже их ждало несколько сотен демонстранток и силы полиции. И тут началось настоящее побоище. Демонстранток били дубинками, волочили за волосы по земле, топтали лошадьми. София бросилась в самую гущу закрывая собой другую демонстрантку. Полицейский ее узнал (трудно было не узнать, селебрити) и отстал. Но София записала номер его жетона и на другой день обратилась с письмом к Уинстону Черчиллю, который тогда был министром внутренних дел. Тот разозлился – но не своих ретивых подчиненных, а на Софию. Потому что знал – газетчики будут слушать и записывать, стоит только наследнице последнего махараджи открыть рот.
6 февраля 1911 улицы Лондона были заполнены народом. Король Георг V должен был проследовать в карете из Букингемского дворца в Вестминстер чтобы там открыть сессию Парламента. Маршрут проходил в том числе по Даунинг-стрит, где около по адресу Даунинг 10 к процессии должен был присоединиться тот самый премьер Герберт Асквит. Полицейские если и заметили Софию в толпе, то не придали этому значения – хорошо одетая дама в широкополой шляпе и с меховой муфтой. Но как только Асквит сел в машину, София выбежала из толпы, достала из муфты плакат Give Women the Vote и налепила его на ветровое стекло.
Через два года София предстала перед судом по обвинению в неуплате налогов. У нее была карета, лошади, собаки – все это полагалось регистрировать и платить за регистрацию. Вот что она сказала в суде:
«Я не могу платить деньги государству которое лишает меня права принмать участие в решениях на что они будут потрачены. Я не могу даже выбирать кто будет членом парламента, а между тем зарплату эти члены парламента получают от таких налогоплательщиков как я. Этому нет оправдания. Когда женщины Англии получат избирательные права, и государство признает во мне гражданина, я с чувством исполненного гражданского долга буду платить свою долю на его расходы. Почему я гожусь для уплаты налогов, а для голосования не гожусь?»
Приговорить к тюрьме не решились. Ограничились конфискацией драгоценностей, стоимость которых намного превышала долги Софии государству. Пока судебные исполнители рылись в ее вещах, сикхская принцесса стояла и молча смотрела.
Лишь в 1928 все англичанки старше 21 года получили избирательные права (речь идет о метрополии). Кроме кампаний за женские избирательные права, София активно заступалась за сикхов призванных в британскую армию в первую мировую. Всю войну она проработала в госпитале медсестрой. Наверное сикхским солдатам было приятно увидеть лицо похожее на свое и услышать слова утешения на родном языке.
В 1939 экономка Софии родила дочку и Софию пригласили в крестные матери. Сейчас эта женщина вспоминает что София говорила ей, еще совсем девочке – «Обещай мне что всегда будешь голосовать». София умерла в 1948. По ее желанию ее кремировали и прах отвезли в Лахор. Большая часть денег по завещанию Софии отошла трем школам для девочек в Лахоре – индийской, мусульманской и сикхской.
*****************************************************************************
Бамба-младшая родилась в 1869. Она училась в Сомервилль-колледже («женский» факультет тогдашнего Оксфорда, в числе выпускниц Индира Ганди и Маргарет Тэтчер). Окончив колледж, Бамба-младшая поехала изучать медицину в Чикаго, но на пол-пути, университетское начальство решило что женщины для профессии хирурга не подходят и программу свернули. Бамба-младшая поселилась в Лахоре и 1915 (в 46 лет) вышла замуж – за обычного врача в чине полковника британской армии, директора медицинского колледжа и взяла его фамилию, Сатерленд. По свидетельствам современников, они жили душа в душу, были друзьями и единомышленниками и немало сделали для здравоохранения жителей края. Бамба-младшая в 1939 году овдовела, а в 1957 умерла. Как последний представитель династии (что удивительно ни у кого из восьми детей Далипа Сингха своих детей не было), она оставила обширную коллекцию предметов искусства раньше принадлежавшую махараджам Лахора. Теперь эта коллекция собственность правительства Пакистана и постоянно выставляется. Она так и называется – Собрание принцессы Бамбы. На могиле Бамбы написано четверостишие на фарси:
Разница между величием и убожеством исчезает
Как только становится ясно что рок придет за всеми
Если открыть могилу
Богача от бедняка не отличит никто.
*****************************************************************************
Кэтрин родилась в 1871. Так же как Бамба-младшая училась в Соммервилль-колледже и так же как София, принимала участие в движении за избирательные права для женщин. Кэтрин было шестнадцать лет когда к ней приставили немецкую гувернантку по имени Лина Шэфер. Кэтрин влюбилась, как оказалось, на всю жизнь. С 1904 она жила в Германии в бостонском браке с Линой и это продолжалось до самой смерти Лины в 1937. После этого ничего Кэтрин в Германии не удерживало и она вернулась в Англию. Умерла в 1942.
1) Сестры Сингх в юности, София справа
2) София суфражистка, 1910
3) София медсестра, 1919
4) Дед — махараджа Ранджит Сингх
5) Бабушка — махарани Джинд Каур
6) Отец — махараджа Далип Сингх
7) Мать — Бамба Мюллер

Leave a Comment